Творцы - моральные эксгибиционисты. Они выходят на балкончики своего самовыражения и распахивают игривые халатики на своих страждущих душах...(с)

среда, 27 февраля 2013 г.

Пишущий о соционике

Хардкорные читатели-олдфаги этого блога наверняка в курсе, что помимо компьютеров, компьютерных игр, здорового и не очень образа жизни, религии, философии и политики, я так же очень увлекаюсь психологией и всем, что с ней связано.

Особенно я люблю изучать себя, свои слабые и сильные стороны, слабости и возможности. Одним из инструментов самопознания является психологическое типирование.

Такова уж наша природа, что человек стремится всё проанализировать и систематизировать, разложить по полочкам и навесить ярлыки. Классификации, с одной стороны, мешают видеть вещи цельно, такими, какими они предстают перед незамутнённым разумом. С другой - значительно упрощают и ускоряют знакомство с однотипными объектами - в том числе и людьми.

В психологических типологиях отражено действие двух тезисов: "все люди разные" и "все люди одинаковые".

Действительно, даже однояйцевые близнецы могут едва заметно отличаться и внешностью и характером. Что же говорить о представителях совершенно разных рас, этносов, стран, культур, профессий, полов и возрастов?

Тем не менее, все люди существуют, живут и развиваются по каким-то единым, общим для всех законам природы. Один человек может сильно отличаться от ближнего своего по своей внешности, речи, поведению, реакциям на одни и те же слова, события, - но при этом полностью копировать кого-то третьего, с кем он даже не знаком.

Наличие каких-то общих признаков и позволяет группировать людей в группы и типы. Это не значит, что два человека одного типа совершенно идентичны, вовсе нет. Но в структуре их психики или в поведении прослеживаются определённые закономерности.

Одной из таких психологических типологий является стремительно набирающая популярность соционика. Поскольку последние полгода я особенно болен этой теорией, я постараюсь вкратце (насколько я могу) поведать всё, что знаю на эту тему.
Типология Юнга

В основе всех соционических теорий (а это очень разнородное течение) лежат учение К.Г. Юнга о психологической направленности и психических функциях, и основанная на нём система типологии личности из 16 психотипов.

Юнг выделял четыре функции: мышление, чувство, ощущение, интуицию - и две направленности личности: интроверсия и экстраверсия.

По Юнгу, человеческая психика осуществляет все четыре функции, но лишь одна из них является доминирующей. Учитывая направленность психики, мы получаем "восемь наглядных психологических типов".

Все функции делятся попарно и образуют т.н. дихотомии. Это мышление-чувство и ощущение-интуиция. Кроме того, сами дихотомии тоже образуют пару: мышление и чувство являются рациональными, а ощущение и интуиция - иррациональными функциями.

Доминирование одной функции в дихотомии требует подавления второй функции. И при этом, одна из дихотомий доминирует над другой. В итоге мы получаем две сильные функции, одна из которых является доминирующей, а вторая - вспомогательной.

С учётом направленности личности (интроверсия\экстраверсия) мы получаем 4 пары-дихотомии, что и даёт 16 типов личности.

В соционике, каждому типу соответствует другой тип, являющийся почти полной его противоположностью по дихотомиям (совпадает только (ир)рациональность). Эти типы дополняют друг друга, являясь своеобразными половинками друг друга. Отношения между этими двумя типами являются наименее конфликтными и наиболее комфортными для обоих. Такие отношения называются дуальными, а типы являются дуалами по отношению друг к другу.

Кроме того, выделяют 4 группы по 4 типа, именуемые квадрами - их объединяют общие ценности, вкусы и интересы, схожий взгляд на мир и на людей.

ТИМ и Модель А

Аушра Аугустинавичюте учила, что направленность присуща не всей личности в целом, а каджой из психических функций - таким образом, получилось не 4, а 8 функций. Каждой из этих 8 функций соответствует один из 8 аспект действительности, который тем или иным образом обрабатывается психикой человека. Таким образом, как и у Юнга, все функции осуществляются личностью, но лишь одна является доминирующей.

Любая информация, поступающая извне и производимая человеком вовне последовательно обрабатывается элементами психики человека в зависимости от структуры личности каждого. Помимо структуры личности, в качестве фильтра или катализатора для информации выступают бэкграунд - опыт, воспитание, сложившийся характер - и текущее эмоциональное и психофизиологическое состояние человека. Эта теория получила название теории информационного метаболизма, а структура личности - тип информационного метаболизма (ТИМ)

Как и у Юнга, таких структур-ТИМов существует 16 типов. Каждый из них схематично изображается в виде таблицы из 8 ячеек, каждой из которых соответствует одна из 8 психологических функций. Эти 8 ячеек также группируются разнообразными способами. Так, например, помимо сознательной части психики, иерархия функций в которой соответствует иерархии функций по Юнгу (я рассмотрел это выше, рассуждая о дихотомиях), модель структуры ТИМа описывает неосознаваемую, бессознательную часть. В общем, такая модель является более подробной версией того, о чём писал Юнг. В честь автора теории, эту модель назвали Моделью А.

Описываемая в Модели А структура такова, что для того, чтобы определить ТИМ, достаточно выяснить две расположенных в соседних ячейках функции, чтобы узнать расположение всех остальных. Поэтому ТИМы часто обозначают по первым двум функциям - доминирующей и вспомогательной (в Модели А они называются программная и творческая соответственно) - как правило, по ним же и определяют ТИМ того или иного человека. Для большей уверенности, конечно, стоит протестировать каждую функцию, чтобы убедиться, что она занимает именно то место в структуре, которое должна согласно гипотезе.

Сложность заключается в том, чтобы точно определить проявление той или иной функции и отличить его от поведения, характеризуемого внетипными поведенческими факторами, такими как опыт, воспитание, образование, приобретённые (навязанные обществом) ценности, эмоциональное и психофизиологическое состояние (усталость, болезни, особенности настроения), отношение к типировщику и т.д. Поэтому нельзя типировать по обычному бытовому поведению и рассуждениям типируемого. Тем более, крайне низкую валидность имеют психологические тесты, где типируемый пытается сам определить то, чего он может попросту не осознавать. Для грамотного типирования, необходимы тщательно разработанные вопросы и задания, позволяющие избегать сознательно контролируемого поведения и социально-ожидаемых ответов.

Признаки Рейнина

Питерский математик Григорий Рейнин по-своему понял Юнга и применил к существующим четырём дихотомиям математические методы, на основе которых выделил ещё 11 дихотомий.

Из 15 (11 новых +4 старых) дихотомий может получиться целых 840 четырёхмерных базисов, но все они так или иначе сводятся к различным вариантам одного из 16 типов.

Эти признаки бывают квадровыми, т.е. присущими целиком всей квадре, диадными, т.е. характеризующими дуальную пару, и индивидуальными, т.е. различными для каждого типа в паре.

Для того, чтобы определить ТИМ, нужно выяснить любые четыре признака (определить доминирующий признак для 4 дихотомий). Признаки Рейнина не описывают структуру личности, они описывают проявления этой структуры в данных признаках. Преимуществом этого подхода является большая возможность для самопроверки при типировании.

Однако проявление практически всех признаков так или иначе оказывается под влиянием внетипных факторов. Тут та же сложность, что и при типировании через Модель А: как отделить зёрна от плевел. Основная критика теории признаков Рейнина исходит от сторонников типирования по Модели А, утверждающих, что типирование по ПР, суть, типирование по поведению, что совершенно не допустимо. Другой укор относится к тому, что Рейнин опирается на Юнговское понимание аспектов и игнорирует двойственную природу аспектов, отражённую в теории ИМ, т.е. вместо 8 аспектов Аушры, применяются 4 дихотомии Юнга.

Физиогномическая соционика.

По представлениям многих современных социоников, структура личности и ТИМ являются врождёнными качествами психики, неизменными в течении жизни. Не известно, передаётся ли ТИМ или расположение отдельных функций по наследству или нет.

Наши физические и психологические данные определяются мутациями и наследственными процессами и записаны в нашей ДНК. Какие-то изменения происходят на ранних стадиях формирования человека. Так или иначе, структура психики, как и наша внешность, дана нам с самого появления на свет. Было бы глупо полностью отрицать всякую связь между внешностью и внутренним содержанием.

Физиогномика не утверждает, что внешность может повлиять на структуру личности (хотя и может оказать влияние на процесс формирования характера). Тем не менее, какие-то элементы внешности вполне могут быть связаны с той или иной функцией, а та или иная функция может проявляться в слабо контролируемом поведении - мимика, жесты, движение глаз.

Огромным плюсом этого подхода является то, что именно физиогномическое типирование позволяет минимизировать влияние поведенческих факторов. Тем не менее, и оно подвержено влиянию. Необходимо учитывать половозрастные и расовые особенности, а также влияние образа жизни, питания, окружающей среды. Внешность и мимика могут быть искажены болезнями, травмами и операциями. Интроверты в принципе скудны на мимику и эмоции, что затрудняет определение по дихотомии этика-логика.

Хотя в теории, возможно физиогномическое типирование сразу в Модель А, сейчас по внешности определяют в основном Юнговские дихотомии.

Подтипы.

Любое обоснование любой теории подтипов, какие я до сих пор встречал, опирается на одно утверждение: поведение некоторых представителей ТИМов отличается от "характерного", "ТИМичного".

Само это утверждение содержит коренное заблуждение.

Дело в том, что не существует как такового характерного поведения. Точнее оно есть, но несовпадение с ним ни в коем случае не относится к объекту изучения в соционики.

ТИМ личности определяет способ обработки информации, его порядок. Поведение же, как уже было сказано, определяется очень многими внетипными факторами. Следовательно, если поведение человека определяется от того, что "в книжке написано", то в этом нет ничего удивительного. Удивительно то, что люди начинают говорить о том, что это означает существование каких-то подтипов.

Я не заявляю, что явления, которое называют подтипами, не существует. Наоборот, я утверждаю, что ТИМичное поведение - не более чем мешающий типированию стереотип. Я заявляю, что эти подтипы не имеют никакого отношения к соционике. Как можно одновеременно быть Джеком и Дон-Кихотом? Это абсурд с точки зрения и Модели А, и признаков Рейнина, и даже физиогномики, хотя т.н. подтипы могут иметь характерные особенности внешности и невербалики.

Для поведенческих характеристик существуют свои типологии. Психейога Афанасьева, например, или акцентуации Леонгарда, какие-либо другие. К соционике теории подтипов имеют весьма и весьма косвенное отношение.

В общем о типировании.

Самой главной, общей болезнью соционики является её молодость. Каждый новый соционик стремится создать свою теорию соционики и свои инструменты типирования. Многие опираются исключительно на интуицию и рассуждения, тогда как для подтверждения теории требуется множество эмпирических данных. Чтобы сформировать критерии, используемые при типировании, необходимо собрать внушительную статистику, но достоверность этих статистических данных возможна лишь при грамотном типировании.

Чтобы типировать, нужно знать, как это правильно делать. А чтобы это узнать, нужно собрать данные на каждый из типов. Но для того, чтобы были эти данные, необходимо знать типы людей, чьи данные используются для статистики. Но при этом, эти типы должны быть верно определены,  что невозможно до тех пор, пока не известно, как же правильно типировать. Замкнутый круг.

Возможным выходом из этой ситуации может являться сочетание разных методов при типировании. Определить место каждой функции в Модели А, проверить по признакам Рейнина, отметить физиогномичсекие данные, а потом сравнить с описаниями типов у разных авторов. Наблюдать некоторое время для закрепления.

Самое главное - получение и анализ комплексной информации. Нельзя типировать только по фотографии или только по анкете. Наилучшим вариантом является личный контакт типировщика и типируемого.

Почему-то многие типировщики продолжают цепляться за один любимый метод, игнорируя остальные. Ещё печальнее видеть типирование по поведению, фотографиям и, самое страшное - по тестам. Это простой путь, но далеко не самый верный. Такое типирование порождает толпы неверно протипированных людей, которые, участвуя в опросах и анкетах, серьёзно портят соционическую статистику.

Ещё одной проблемой становятся сторонники теорий подтипов. Когда из-за особенностей характера, различные проявления функций искажаются и противоречат друг другу, ленивому или неопытному типировщику проще махнуть рукой и списать всё на подтип, чем разбираться до конца.

Более того, каждый соционик по-своему понимает типы, аспекты, описания. К тому же, в данном случае исследование объекта влияет на исследуемый объект. И типируемый, и типировщик подвержены влиянию своих ТИМов и соответствующих межличностных отношений. Это, как правило, решается коллективной работой - типировать должен коллектив типировщиков, состоящий из представителей различных типов.

Собственно, это всё, что пока наболело у меня по этой теме.

В следующий раз, скорее всего, я порассуждаю о том, для чего собственно нужна соционика. Возможно, с этого и стоило начинать, а рассуждения о проблемах типирования - оставить на потом.

Но я оставлю всё как есть.

Любовь, поцелуи, кура.

Комментариев нет:

Отправить комментарий