Творцы - моральные эксгибиционисты. Они выходят на балкончики своего самовыражения и распахивают игривые халатики на своих страждущих душах...(с)

понедельник, 29 октября 2012 г.

Что взорвалось в большом взрыве? Абсолютная Таковость.


...Утверждается, что есть высшее бытие, которое является основной причиной вселенной и в котором все существа обретают свое главное происхождение и значение. Махаянисты называют его Дхармакаей. Однако Дхармакая не остается в своей абсолютности, но раскрывается в царстве причин и следствий. Тогда она принимает конкретную форму... - Судзуки Т.Д., Основные принципы буддизма Махаяны.
Самый простой ответ будет и самым коротким - всё началось с Большого взрыва. Об этом свидетельствуют решения всех разумных моделей эволюции Вселенной, построенных на базе общей теории относительности. Если их прокрутить назад во времени, мы неминуемо упрёмся в тот момент, когда плотность и температура материи делаются бесконечными. Его и приходится брать за начало отсчёта, нулевую временную точку. Продолжить решения в область предшествующих времён невозможно: математика не позволяет.
Физикам эта ситуация никогда не нравилась. С тех пор, как они научились строго просчитывать мировые модели, не исчезали надежды избавиться от бесконечностей и заглянуть, если так можно выразиться, в прошлое Большого взрыва. Но все попытки найти разумные модели "безначальной", иначе говоря, вечной Вселенной оказывались безуспешными. Такое положение дел сохранилось и после того, как в начале 1980-х годов были разработаны модели инфляционного расширения ранней Вселенной, которые опирались не только на ОТО, но и на гипотезу ложного вакуума, позаимствованную у квантовой теории поля... - Александр Виленкин, "Что взорвалось в большом взрыве?" / Популярная механика № 11(121), 2012
...Трансцендентальная Таковость, избегающая любых способов охарактеризовать себя, на своем абсолютном уровне не имеет прямого отношения к феноменального миру и человеческой жизни. Когда же это отношение появляется, она должна стать обусловленной Таковостью — закономерностью в природе и этическим порядком в нашей практической жизни. Таковость как Абсолют слишком далека, слишком абстрактна, она может иметь только метафизическое значение. Ее существование не влияет на нашу повседневную общественную жизнь, поскольку она трансцендентна ей. Для того чтобы проявиться в нашем ограниченном сознании, стать нормой наших психических функций, регулятором эволюционных процессов в природе, Таковость должна преодолеть свое «прекрасное одиночество», должна перестать быть абсолютной... - Судзуки Т.Д., Основные принципы буддизма Махаяны.
...Инфляция - сверхбыстрое расширение Вселенной в самом начале её существования. Оно возникает из-за того, что вакуум в этот момент находится в состоянии с очень большой положительной плотностью энергии, неизмеримо превышающей её минимальное значение. Вакуум с наименьшей плотностью энергии называется истинным, с более высокой - ложным. Любой положительный вакуум действует как антигравитация, то есть заставляет пространство расширяться. Ложный вакуум с экстремально высокой плотностью энергии к тому же и крайне нестабилен, он быстро распадается, а его энергия идёт на образование радиации и частиц, нагретых до чрезвычайно высоких температур. Этот вакуумный распад и есть то, что называют Боольшим Взрывом. Он оставляет за собой обычное пространство, заполненное гравитирующей материей, которое расширяется с умеренной скоростью... - Александр Виленкин, "Что взорвалось в большом взрыве?" / Популярная механика № 11(121), 2012
...Возвращаясь к нашей теме, скажем, что неведение определяется Ашвагхошей как искра сознания, которая спонтанно вырывается из неописуемых глубин Таковости. В этом случае, неведение и сознание — взаимозаменяемые понятия, хотя и имеющие различные оттенки значения. Неведение — это raison d'etre сознания, то, что делает возможным его появление; в свою очередь, неведение как таковое является иллюзорной эманацией Таковости. Тогда становится ясно, что пробуждение сознания знаменует собой первый шаг к возникновению вселенной из бездны самоидентичности Таковости. Ибо развертывание сознания подразумевает разделение воспринимающего и воспринимаемого (вишаин и вишая), субъекта и объекта, сознания и природы.
«Вечная бездна» Таковости — место, где субъективность и объективность сливаются в абсолютном единстве. Это еще и время — хотя, строго говоря, хронология здесь не очень уместна, — когда все «десять тысяч вещей» мира перестают отличаться друг от друга, когда даже Бог, который «создал небо и землю», еще не приступил к творению...  - Судзуки Т.Д., Основные принципы буддизма Махаяны.
...Однако существует один сценарий, который позволяет преодолеть тупик математических бесконечностей. Согласно этому сценарию, Вселенная возникла из ничего, точнее, из состояния, где нет ни времени, ни пространства, ни материи в классическом смысле этих терминов. Эта идея на первый взгляд кажется нелепой - как может ничто породить нечто? Или, если перейти от метафор к физике, как можно обойти фундаментальные законы сохранения? Скажем, закон сохранения энергии, который считается абсолютным. Энергии вещества и излучения всегда положительны, так как же они могли возникнуть из состояния с нулевой энергией?

К счастью, это затруднение вполне разрешимо, правда, не для любых вселенных, а только для замкнутых. Можно доказать, что полная энергия любой замкнутой вселенной в точности равна нулю. Как это может быть, коль скоро вселенная заполнена веществом и излучением? Однако есть ещё энергия гравитации, которая, как известно, отрицательна. Оказывается, что в замкнутой вселенной положительный энергетический вклад частиц и электромагнитных полей точно компенсируется равным по величине и обратным по знаку вкладом поля тяготения, так что полная энергия всегда равна нулю. Этот вывод относится не только к энергии, но и к электрическому заряду. В замкнутой вселенной любому положительному заряду непременно сопутствует такой же заряд со знаком минус, так что полная сумма всех зарядов опять-таки оказывается нулевой. То же самое можно сказать и о прочих физических величинах, подчиняющихся строгим законам сохранения...  - Александр Виленкин, "Что взорвалось в большом взрыве?" / Популярная механика № 11(121), 2012
...Таковость по самой своей природе превосходит все определения. Мы не можем даже сказать, что она существует, ибо всякое сущее предполагает идею не-сущего: сущее и несущее суть относительные понятия, как и «субъект—объект», «сознание—материя», «это—то», «одно—многое»; одно нельзя представить без другого. Сказать «это не то», следовательно, единственно возможный способ для человеческого языка выразить Абсолютную Таковость. Поэтому махаянисты в целом обозначают ее как шуньяту, или пустоту.
Но когда термин шунъята требуется истолковать более развернуто, мы можем сказать вместе с Ашвагхошей: «Таковость не есть ни сущее, ни не-сущее, ни сущее и ни не-сущее одновременно, ни сущее и ни не-сущее раздельно; она не есть ни единство, ни множество, ни единство и ни множество совместно, ни единство и ни множество раздельно»... - Судзуки Т.Д., Основные принципы буддизма Махаяны.
Что же из этого следует? Если замкнутая вселенная возникает из абсолютной пустоты, все сохранящиеся величины как были, так и остаются нулевыми. Выходит, что фундаментальные законы сохранения вовсе не запрещают такого рождения. Теперь вспомним, что любой квантово-механический процесс, не запрещённый этими законами, может произойти, пусть даже и с очень малой вероятностью. Так что рождение замкнутой вселенной из ничего в принципе возможно. Этим квантовая механика отличается от классической, где пустота сама по себе ничего рождать не может... - Александр Виленкин, "Что взорвалось в большом взрыве?" / Популярная механика № 11(121), 2012
...Ашвагхоша в «Пробуждении веры» говорит о Сердце (хридая) Таковости и о Сердце рождения-и-смерти. Под Сердцем Таковости он имеет в виду Абсолют, а под Сердцем рождения-и-смерти — проявление Абсолюта в мире вещей. Впрочем, он говорит: «Они не отдельны, но являются одним целым, ибо Сердце Таковости и есть Сердце рождения-и-смерти. Только из-за того, что у нас ограниченные чувства и ум, мы воспринимаем мир обособленности, который на самом деле — не более, чем фрагмент Абсолютной Бхутататхаты. И все же именно через это фрагментарное проявление мы в конце концов способны достичь глубинной основы вещей в ее целостности». Ашвагхоша говорит: «На основе Татхагатагарбхи появляется Сердце рождения-и-смертей. Бессмертное и смертное гармонично сочетаются друг в друге, ибо они не являются ни единым, ни раздельным.,. В Татхагатагарбхе упорядочены все вещи. Она создает все вещи»... - Судзуки Т.Д., Основные принципы буддизма Махаяны.
...Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм... - цитата, приписываемая Альберту Эйнштейну.





Комментариев нет:

Отправить комментарий