Творцы - моральные эксгибиционисты. Они выходят на балкончики своего самовыражения и распахивают игривые халатики на своих страждущих душах...(с)

четверг, 1 сентября 2011 г.

Ярлыки и размышления.

Очень много букв.

Сколько себя помню, всегда старался избегать ярлыков - ну, это очень смелое и самодовольное заявление, но мне кажется, что это так - за двумя исключениями.

Первое - иногда (очень редко) можно услышать от меня хвалебные отзывы о бренде Zara, о котором, впрочем, я сужу лишь по нескольким вещам, привезённым родителями из-за бугра, поскольку сам я в их магазинах не был ни разу, а в Че ещё только обещают открыть.

Второй сорт ярлыка, какой я пытаюсь на себя навесить, это разнообразные политические взгляды. В общем их можно назвать либертарными, но в разное время я пытался конкретизировать их как социально-демократические, демократически-социальные, агористские, коммунистические и прочие разновидности с приставкой "анархо-".

А ведь я этими своими поисками даже немного гордился. Ведь в том возрасте былдо принято говорить "я панк", "я хиппи", "я растаман", "я эмо" или даже "я нефор". Мне же было трудно определиться, поскольку многие молодёжные субкультуры различаются лишь по музыкальным жанрам (я меломан и слушал их все с одинаковым жаром) и какими-то внешними атрибутами (в одежде любил и люблю экспериментировать, смешивая стили), тогда как вся идеологическая основа сводится к бунту против родителей, работы, денег,  войны; нежеланию взрослеть и желанию вечно тусоваться, бухать и трахаться не заморачиваясь выдуманными взрослыми проблемами.

Я же почти сразу задался вопросом, как выглядит этот дивный новый мир, где все свободны и счастливы и как его найти. Абстрактные положения анархизма пришлись мне по душе, но вот в плане практической реализации идей везде звучало лишь одно слово "революция". Это отличный вариант для пьяных бритых молодчиков, но не для волосатого интроверта-интеллектуала, исповедующего непротивление злу насилием.

Насильственное изменение соц-экономического строя ни к чему хорошему привести не может по определению. Ненасильственное, через участие в политике тоже видится крайне смутно. Важные, полезные реформы окажутся невыгодны элите и непонятны народу и потому непопулярны. И вообще, заводить речь о политическом изменении чего бы то ни было при нынешнем положении в нашей стране - смешить свою обувь, только и всего.

Более того, что реформы, что революции - лишь разные формы принуждения. Чтобы можно было хотя бы постараться построить справедливое общество, необходимо, чтобы люди поняли, что это есть, приняли необходимость и возможность построения такого общества и сами захотели его построить.

Иными словами, нужно изменить самих людей. Как это сделать?

Советские гуманисты уповали на систему образования. И.Ефремов, братья Стругацкие и прочие мыслители, писатели, учёные этого направления верили, что свободных самостоятельных строителей нового мира можно воспитать и научить их, как жить "правильно".

То, что бессмысленно строить новый дивный мир с теми же людьми очевидно. Наш мир строили такие же люди, как и мы, и он нам очень даже не нравится. Все кризисы и войны создали всё те же Васи и Пети. Понятно, что с такими Васями вкусной каши не сваришь.

Первая проблема заключается в том, что разные люди под "правильным" понимают разные вещи. И хотя "существует идеал: человек должен быть свободен духовно и физически", пути достижения этого идеала у всех опять разные. Даже здесь нет единого рецепта. Большевики опытным путём доказали, что "научить и воспитать" государство в силах. Вот только учили они совсем не тому, чему надо было.

Вторая проблема, которую тоже по-своему решали большевики, заключается в том, что образование должно быть непрерывным. Мир полон соблазнов, искушений, агентов империализма. А ещё он разнообразен и переменчив. Что-то должно постоянно поправлять и направлять члена общества на его жизненном пути. Эту роль в разное время пытались играть мифология, религия, философия, искусство, радио и телевидение. Сейчас этим занимается Интернет. Не знаю почему, но почему-то одних совести и здравого рассудка не достаточно.

Меня, например, после школы и помимо ВУЗа продолжают воспитывать муз. группы, причём самые разные (F.P.G. и Каста, Проверочная Линейка и Noize MC, Баста и Ляпис Трубецкой, ну и всякие там Squirell Nut Zippers, Apocalyptica, Gorillaz, Abney Park) и (почти)классическая литература (недавними неожиданными открытиями были Н.Чернышевский и О.Хаксли, под впечатлением от последнего я это всё и пишу). Всё это называется Культура (в узком смысле и смысле средней степени широкости), которая, как известно, финансируется по остаточному принципу, а, значит, доводится до конечного потребителя силами самого конечного потребителя и хвала Всемирной Сети, сейчас это делать гораздо легче, чем в XX веке.

Собственно, приходим к выводу, что массовое образование - это слишком глобально и начинать стоит с малого, например, открыть свою школу и лепить будущих строителей нового мира в отдельно взятом микрорайоне. Но после школы детки попадут в "реальный мир" и офигеют, как офигели жители страны советов, когда рухнул железный занавес. Последствия этого офигевания расхлёбываем до сих пор.

Как в какой-то притче, я пришёл к выводу, что начинать менять мир нужно в соответствии с пословицей: "начни с себя". Как это связано с изменением мира? Личным примером!
Начни с себя, измени свой быт, свои привычки, покажи людям, что так тоже можно, расскажи, как это так, зачем это так и почему это так. Не только дурной пример заразителен. Когда я объявил себя вегетарианцем, ещё трое другов сделали тоже самое. Моя навязчивая пропаганда тут не при чём - люди были потенциально способны отказаться от мясной пищи, только они не думали об этом, не знали, что так можно, что такое бывает или просто не верили этому. А тут ВНЕЗАПНО человек, мнение которого, очевидно, имеет не последнее значение, заявляет, что так не только можно, но и нужно, здорово, полезно. Умозрительная теория на их глазах превращается в реальные факты, практический опыт, а фактам люди верят больше.

Впрочем, я сохранил немного больше оптимизма и решил, что одним собой ограничиваться тяжело и глупо. Тяжело в первую очередь потому, что саморазвитию крайне не способствует окружающая социально-экономическая и культурная среды. Именно тае размышления привели меня к идее (пока только идее) открытия вегги-ресторана, чайной лавки или чего-то подобного.

Хотя вегетарианство - тоже ярлык, которого я теперь стараюсь избегать, предпочитая говорить, что я просто не ем мяса. Когда ты говоришь "вегетарианец", тебя считают больным или психом и начинают лечить. Но когда ты говоришь "я не ем мяса", в их душу закрадывается подозрение, но точный диагноз им неизвестен, а прямо спрашивать вроде как бы неприлично.

Да и не вегетарианец я. Так, пародия. Ово-лакто-пескетарианец. Условия жизни не те, так что условия надо создавать тоже. А это чуть шире, чем саморазвитие.

С другой стороны, когда Будду спросили про вегетарианство, он отреагировал резко негативно. Не причинять страданий - это правильно. Убивать животных - это плохо. Но отказываться от предложенной мясной пищи, тогда как 1/3 всей еды в мире выбрасывается, а в Эфиопии очередная засуха привела к неурожаю и голоду - это просто аморально. Забота о своём здоровье - привязанность к тленному телу, что множит страдания и волнения. И тем более глупо отказываться от любой пищи, когда ты нищий монах-бикху и живёшь за счёт подаяний.

На фоне всего этого идея вегетарианского ресторана кажется не такой радужной. Что хорошего в том, чтобы удовлетворять гастрономические причуды зацикленных на своём здоровье или имидже потребителей, если это не служит высшей цели освобождения живых существ от волнений (страданий)? Раньше я думал так: среди тупых потреблядей найдётся человек, который хоть на шаг приблизится к просветлению, постигнув глубинный смысл вегетарианства. Сейчас я почему-то решил, что один-единственный хипстер не стоит столького труда, денег и сил. А может, я просто испугался, поняв, что свой ресторан - это вам не стаканы мыть за 5000 руб. в месяц, это нужно вертеться аки белка в реактивной турбине.

А ещё я иначе взглянул на свои перспективы. Раньше я думал, что продолжать жить в городе довольно неплохо, если есть свой маленький бизнес. Я представлял себя таким придурковатым суетливым ресторатором с бородкой, дредами и в фартуке, лично встречающим гостей широкой улыбкой и распростёртыми объятьями.

Но потом я вдруг вспомнил, что у нас не Италия, а я далеко не экстраверт. И пересмотрел взгляды на себя и своё возможное будущее. Теперь мне хочется видеть себя философствующим фермером, эдаким современным Львом Николаевичем, который встаёт на рассвете, чтобы помедитировать и позаниматься йогой; днём пропадает в поле, занимаясь облагораживающим физическим трудом, а вечером пишет романы и философо-теологические труды. Зарабатывать можно через интернет переводами или написанием статей, публикацией своих книг, и, например, по средам выезжать в город читать лекции по психологии или проводить семинары по психофизиологии и тренинги командообразования. А если переехать куда-нить в более плодородные южные края, то зарабатывать продажей излишков с огорода. Поставить на крышу солнечные батареи, а за туалетом - ветряную мельницу, а удобрять сады естественными удобрениями из выгребной ямы. Можно вообще таким образом создать абсолютно автономную систему, как мечтает Билл Пронтер из "Через много лет" О.Хаксли и жить даже круче, чем Шон Монахан в "Бродягах Дхармы" Дж.Керуака.

В результате за всеми этими ухищрениями и ужимками, которые я себе навоображал, стоят как локальная эгоистичная цель, так и глобальная миссия. С одной стороны - обстроить свой быт так, как мне нравится, как кажется правильным, как будет наиболее комфортно, достойно, свободно жить физически, нравственно, духовно. Просто, но изысканно, поближе к природе и подальше от людей, живя в гармонии с собой и окружающим идиотским миром. Глобальная - нести свои идеи и идеалы всему миру через личный пример посредством хотя бы этого же блога, начиная с себя, близких людей и заканчивая всеми, кто услышит слух про чудака, который живёт так, а не иначе.

Что ж, надеюсь, мне когда-нибудь хватит смелости осуществить хотя бы десятую долю всех своих задумок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий