Творцы - моральные эксгибиционисты. Они выходят на балкончики своего самовыражения и распахивают игривые халатики на своих страждущих душах...(с)

суббота, 2 июля 2011 г.

Любовь это не чувство.

Любовь - это не чувство.

Чувство можно описать наречием или с применением слова "чувствую". Мы говорим: мне холодно, мне жарко; я чувствую холод, жар; мне тоскливо, мне радостно, я испытываю тоску, я ощущаю себя одиноким. Мы не говорим "мне любовно". Слово "любо" устарело и неуместно. "Я чувствую любовь" - фраза-инвалид.

Любовь - это действие. Я иду, я сижу, я думаю, я говорю. Я люблю. Активное направленное действие.

Любовь - это наше отношение к кому- или чему-либо. Оно имеет различную интенсивность от "просто нравится" до "обожаю", "не могу жить без".


Любовь - это состояние, положение дел. Кристина меня спрашивает "ты меня любишь?", я отвечаю "да, люблю". Но я не испытываю прямо здесь и сейчас такое чувство как любовь. Я могу вообще в этот момент ничего не чувствовать. Могу чувствовать голод или сонливость. Мне приятен этот вопрос (если она задаёт его не слишком часто) и мне нравится на него отвечать. Любви я не чувствую,но это не значит, что я не люблю. Я просто знаю, что люблю, я констатирую этот приятный факт. Но не чувствую.

Может быть, любовь - это комплекс чувств, ощущаемых в определённых условиях. Я чувствую сожаление, когда мы ссоримся и облегчение, когда миримся. Я скучаю без неё и радуюсь ей после долгой разлуки. Я счастлив видеть, как она улыбается, мне горько, когда она плачет. Я хочу радовать её, мне досадно, что я не достаточно усердно над этим работаю. Я сознательно готов прожить с ней всю жизнь. Я люблю её, но я не чувствую ничего такого одного, что нельзя однозначно назвать словом "любовь".

Иногда меня прямо распирает желание обнять её сильно-сильно и не отпускать, и держать так вечно, и шептать ей на ухо как можно тише и нежнее все приятные слова, какие только приходят в голову. Но я испытываю не любовь в этот момент, а счастье - то самое неуловимое и редкое, сильное, но скоротечное чувство. Счастье, что люблю. Счастье, что любим. Но не любовь.

Я ведь давно уже пытался понять, что есть любовь, и с чем её есть. Ищу, изучаю. Делаю глупые классификации типа "любовь ума" и "любовь сердца". Кристинка дулась на меня, потому что я сказал, что люблю её головой. Все девчонки хотят, чтобы их любили сердцем. Чтобы в них влюблялись.

Но ведь влюблённость это не любовь.

"- Ты любил её? - Да. - А сейчас любишь? - Вроде нет. - Значит, не любил. Любовь - это навсегда!". Но ведь то была влюблённость, о которой вы так мечтаете, называя её любовью.

Влюблённость - это чувство, или, может, тоже комплекс чувств. Как и все чувства, влюблённость преходяща, скоротечна, недолговечна.

Повторюсь, влюблённость - не любовь.

Это чушь, что любовь живёт три года. Модный современный французский писатель Фредерик Бегбедер опровергает это утверждение в одноимённом романе. Три года живёт влюблённость, переживая рождение, зрелость и старость. И либо она умирает, либо перерождается в любовь. три года любовь не живёт, она только рождается, проживая эти три года в эмбриональном состоянии. Бегбедер живо описал влюблённость, но вот переходный момент в книге как-то упущен. (Upd.: Впрочем, критики утверждают, что Бегбедер, напротив, утверждает теорию о трёх годах, ведь в конце книги, рассуждая о любви и влюблённости, герой вдруг выясняет, что три года ещё не истекли)

Любовь сродни дружбе. Мы любим друзей и дружим с любимыми.

Дружба - это не чувство. Это.. Не знаю, что это. Состояние отношений. Мы не чувствуем  дружбу. Мы можем испытывать привязанность, интерес, комфорт, благодарность, преданность. Но дружбу мы не чувствуем, как и не чувствуем любовь. Я, по-крайней мере, никогда за собой не замечал подобного. Вряд ли такие сильные чувства можно испытать и не заметить. Чаще всего мы называем дружбой или любовью какие-то чувства, сопутствующие им, но ими не являющиеся. Или являющиеся, если брать их все, сразу, в совокупности. Но ведь нельзя в течение нескольких лет чувствовать одно и то же. Сума же сойти можно. Органы чувств сойдут.

Впрочем, если копать глубже и дальше придираться к словам, то и одиночество, и радость, и скука, и тоска, и счастье - это тоже не чувства, потому что у них нет органов чувств. Это составные ощущения, складывающиеся из различных чувств. И самое смешно, что у любви такой орган как раз-таки есть. Но это не сердце. Тот же Бегбедер сказал (я это слышал ещё раньше, чем узнал такую фамилию и тем более читал его книги), что этот орган - лёгкие: "Любовь не имеет ничего общего с сердцем — этим мерзким органом, насосом, качающим кровь. Любовь первым делом сдавливает лёгкие. Глупо говорить: «У меня разбито сердце», нужно выражаться точнее: «У меня сдавило лёгкие». Лёгкие — самый романтичный из человеческих органов: все влюблённые заболевают туберкулезом, недаром же от него умерли Чехов, Кафка, Д. Г. Лоуренс, Фредерик Шопен, Джордж Оруэлл и святая Тереза из Лизье…"

Так что я точно не знаю, что такое любовь. Но могу с уверенностью сказать, что это не чувство.

Upd.: По Вконтакте гуляет цитата, я её таки нашёл: "Влюбленности придают слишком большое значение. На 45 процентов влюбленность состоит из страха, что вас отвергнут, на 45 процентов — из маниакальной надежды, что именно на сей раз эти опасения не оправдаются, и на жалкие 10 процентов из хрупкого ощущения возможности любви"

Upd.2: Вова очень верно подметил в комментариях насчёт доверия. Именно доверие и составляет основу таких явлений (я намеренно избегаю слово "чувства"), как дружба и любовь.

Upd.3: "Это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?" - пишет в своей монографии "Искусство любить" философ Эрих Фромм

7 комментариев:

  1. Анонимный2 июля 2011 г., 20:30

    А причем тут туберкулез? Не уловил что-то я.

    "Туберкулёз (от лат. tuberculum — бугорок) — широко распространённое в мире инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое различными видами микобактерий, как правило, Mycobacterium tuberculosis. Туберкулёз обычно поражает лёгкие, реже затрагивая другие органы и системы. Mycobacterium tuberculosis передаётся воздушно-капельным путем при разговоре, кашле и чихании больного. Чаще всего после инфицирования микобактериями, заболевание протекает в бессимптомной, скрытой форме (тубинфицированность), но примерно 1 из 10 скрытых инфекций в конце концов переходит в активную форму, при которой летальность достигает 50 %."

    В целом со всем согласен. Влюбленность - самый прямой мост к созданию связи. Влюбленность создает связь, а после этого умирает, перерождаясь в множество разных чувств. У каждого по-разному, но в основном сначала любовь - это симбиоз усиливающейся привязанности и утихающей влюбленности.

    Потом все скатывается в.. ДОВЕРИЕ. Может и любви уже и нет никакой, но если двое были вместе долго, то они уже доверяют друг другу. После скольки лет сексуальные потребности сходят на нет? 50? 60? А люди еще могут 20-30 лет прожить, при этом разводятся очень редко.

    Влюбленность - это гормоны, наверное, в смеси с иллюзией судьбоносности отношений.

    Молодые разводятся в десятки раз чаще, чем пожилые люди (в принципе планку можно спокойно опустить до 50 лет). Почему? Да потому что доверие еще не успело развиться, а влюбленность ушла. Почему так? Случайность, наверное. Несовпадение характеров или, если говорить откровенно, человеческая сволочность.

    // Агата

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный2 июля 2011 г., 23:32

    че за бред ты пишешь?!
    ты либо нихуя не любишь (как и написал у себя там), либо хуевый автор, либо и скорее всего просто никогда ко мне не испытывал "это чувство под названием любовь" - счастье, привязанность, привычку и т.д.
    очень жаль на все 3 либо-либо

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный4 июля 2011 г., 2:08

    я поняла - ты хуетень!

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный4 июля 2011 г., 2:09

    я люблю тебя солнышко хуевенькое!! =*****************************************************************************************************************************************************

    ОтветитьУдалить
  5. Кри, прекрати писать хуйню))
    Агата, это не я написал, эт Бегбедер xD
    А так, ты верно всё написал

    ОтветитьУдалить
  6. это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и решения?

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте.
    Я хочу предложить Вам рассказать о своем блоге на нашем
    новом ресурсе, на котором мы хотим объеденить
    блоггеров и собрать интересное чтиво.
    Мы пишем посты о блогах по заявкам за ссылки на нас
    или за размещение нашей кнопки в блогах.

    Мы хотели бы предложить Вам взаимовыгодное сотрудничество.
    Не сочтите трудным
    ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА
    УЧАСТИЕ В ПРОЕКТЕ (ссылка)


    Наше с Вами сотрудничество поможет развиться Вашему блогу
    и Большому Справочнику блогов на Blogger
    Приглашаем ВАС ЛИЧНО (!!!) к участию.

    В нашем справочнике уже больше 290 блогов,
    больше 200 читателей!И БОЛЕЕ 23 000 ПОСЕЩЕНИЙ
    С МОМЕНТА ЕГО ПОЯВЛЕНИЯ (4 января 2012)
    Вы не пожалеете о размещении Вашего блога в нашем справочнике,
    ведь это же колличество людей может найти и ваш блог!

    Большое спасибо, за потраченное на прочтение
    время и внимание. Пожалуйста, не удаляйте этот комментарий.
    Мы будем рады, если проектом заинтересуется кто-то еще.

    С уважением, СПРАВОЧНИК БЛОГОВ (ссылка)

    ОтветитьУдалить