Творцы - моральные эксгибиционисты. Они выходят на балкончики своего самовыражения и распахивают игривые халатики на своих страждущих душах...(с)

понедельник, 21 февраля 2011 г.

Гиперчуйвствительность

Сперва я был прав.
Но ты открыл рот, и я 
забыл, почему..

Стоит признать, психика у меня слабая. Но "слабость" подобная компенсирована сильной чувствительностью. Это создаёт определённые проблемы, но это неотделима часть меня. 

Темперамент неизлечим, да.

"Слабая" и чувствительная психика задаёт особый стиль коммуникаций. В данной сфере слабость выражается в том, что я очень легко поддаюсь влиянию сильных личностей ("впечатлительный Максим впечатлителен"); а чувствительность позволяет глубоко проникнуться этим чужим влиянием. Человек сильный может давить или уговаривать и по большей части делает это осознанно, насколько я могу судить о людях с сильной психикой. Я же, чтобы наладить стабильный контакт и сохранять свои интересы в общении, например, начинаю говорить с человеком на его языке, причём, совершенно бессознательно. Я принимаю его позу, следую за голосом, копирую акцент и слова-паразиты. Иногда я настолько "проникаю" в собеседника, что начинаю не только говорить, но и мыслить его категориями, его моделями, его мыслями. Такие глубокие контакты с одной стороны редки, с другой - опасны потерей себя.

Наверно, поэтому, в спорах с сильной личностью, несмотря на мои идеалы, представления о честном, открытом, аргументированном рациональном диалоге, я быстро сваливаюсь в эмоциональную агрессию. Я подсознательно понимаю, что самая ничтожная попытка с моей стороны проявить сочувствие и понимание обрекают меня на провал спора. И часто так и получается, что ища логические провалы в аргументации оппонента рационально, эмоционально я оказываюсь пленён его настойчивостью, его убеждённость передаётся мне.
Стандартная схема следующая (возможны отклонения). Сперва я начинаю говорить как оппонент и это оказывается для него неожиданностью, когда его же приёмы, примеры, доводы начинают работать против него. Но потом (в лучшем случае, а в худшем и наиболее частом случае - до того как это случится) я настолько глубоко проникаю в его мысли и чувства, что начинаю думать и чувствовать как он. И тогда я понимаю, что не способен продолжать спор по той простой причине, что  полностью согласен с оппонентом. Я не вижу его неправоты точно также, как не видит её он! В этот момент я совершенно не способен абстрагироваться, взглянуть со стороны и увидеть выход. Впрочем, на определённом моменте конфликта большинство людей (особенно со "слабой" психикой) не могут, но они приходят к этому тупику разными путями. Результат тот же.

Я где-то вычитал один исторический анекдот, мол, холерик Пушкин, Александр Сергеевич, часто терялся, когда кто-то над ним шутил. Он затруднялся что-либо возразить, краснел, злился, но не был способен на дерзкий ответ. Хотя остыв и несколько раз прокрутив ситуацию в голове уже много позже, он мог придумать сотни сотен смелых, острых, смешных ответов, хоть в стихах, хоть в прозе. Собственно, он иногда так и делал: писал фельетоны и памфлеты.

Наверно, и не наверно, а точно, проблема "слабой" психики является одной из причин (другой такой основной является тотальная заторможенность моих реакций) того, почему мне гораздо удобнее вести печатно-письменные беседы и почему  предпочитаю общение на форуме общению в чатах и по телефону: так у меня есть время на то, чтобы остыть, ослабить зависимость от оппонента, вспомнить свою точку зрения и подойти к своей ответной реплике осмысленно, рационально. Кроме того, я ещё готовый ответ успеваю раза на два-три отредактировать. И чем выше интенсивность потока сообщений, тем ниже эффективность меня как спорщика. И, наверно, поэтому наши с Кристиной споры заканчиваются тем, что мы оба злимся друг на друга, чётко зная, что мы правы, но не помня почему именно и потому не имея возможности доказать что-то друг другу. Но только я срываюсь на битьё посуды и швыряние сумок, а она нет, из чего можно сделать очевидный вывод, что она меня сильнее.

1 комментарий:

  1. Зато ты клевый, красивый и крутой.

    Со всем согласен, во многом я сам такой, хотя нервы у меня, наверное, покрепче - посуду бить не приходилось.

    А впечатлительность - тоже вещь хорошая. Можно по одной фигне загоняться настолько запойно, что весь остальной мир отходит на второй план.

    ОтветитьУдалить